В крымском озере Донузлав поднят большой противолодочной корабль «ОЧАКОВ», затопленный в марте 2014 года
1 октября 2014 года в рамках Пятой Международной конференции «Водолазное дело России» был заслушан доклад инженера аварийно-спасательного отряда Черноморского флота Российской Федерации, заслуженного военного специалиста РФ, капитана 1 ранга запаса Василия Беха «Об особенностях судоподъема БПК «Очаков».
В начале своего выступления Василий Бех вспомнил о событиях «Крымской весны»: «В первых числах марта 2014 года с целью предотвращения выхода кораблей ВМС Украины из озера Донузлав был применен прием, знакомый многим из истории Первой обороны Севастополя.
У входа в озеро Донузлав были затоплены ранее списанные три водолазных судна и большой противолодочной корабль «Очаков». Таким образом, выход в море кораблям Южной военно-морской базы ВМС Украины был прегражден».
Но, если на то, чтобы затопить «Очаков» ушло всего 80 минут, то, чтобы поднять его понадобилось несколько месяцев упорного труда, много сил и средств.
Проект подъема корабля разработан в апреле 2014 года Научно-исследовательским институтом спасения и подводных технологий ВМФ «Военно-морская академия» (г. Санкт-Петербург), а реализован – военнослужащими кораблей судоподъемного отряда, водолазами аварийно-спасательного отряда, специалистами 13-го судоремонтного завода Черноморского флота Российской Федерации и предприятия «Севзапканат».
Ежедневно в три смены в водолазных и других работах принимало участие около 100 специалистов. Было изготовлено 23 тонны канатов, которые в Севастополь доставили транспортными самолетами, а в Донузлав – грузовыми КАМАЗами. Вдоль борта корабля для подъема грузов двигался 100-тонный кран. С целью герметизации корабля установили более 400 металлических пластырей. Для осушения его отсеков применялись гидравлические, инжекторные и электрические насосы, общей производительностью более 6,5 тысяч кубометров в час.
Около 20 лет на Черноморском флоте не проводилось подобной масштабной операции по подъему корабля. Но она не только увенчалась успехом, но и дала возможность молодому поколению приобрести бесценный опыт сплоченной работы при проведении мероприятия подобного уровня.
Корабль водоизмещением в 8,5 тысяч тонн и длиной почти 180 метров был поднят и отбуксирован к одному из причалов Донузлава до принятия решения о его дальнейшей судьбе.