Тысяча лет русского паломничества
Паломничество по святым местам, составляя существенную черту православной церковной жизни, представляет собой бесценный историко-культурный феномен.
1000-летняя история русского паломничества отражает памятные вехи Русской Православной Церкви – от хождения в Царьград княгини Ольги в 955 году и ее крещении там, единичных «хождений россов» ХI-ХVII веков до поездок писателей и ученых ХIХ века и образования Палестинского общества в 1882 году.
До изобретения паровоза даже в дальние паломничества отправлялись пешком, и это было своего рода подвигом смирения, необходимым для встречи со святынями.
Хождение в Святую Землю
«И вдруг открылось нам многовожделенное наше сокровище, святый град Иерусалим, из-за которого много мы претерпели скорбей по морю и посуху, – писал инок Парфений (Агеев) в своем «Сказании о странствии…». – Теперь мы увидели его явственно своими очами, и неизреченной радости исполнились».
Не только монахи, но и русское общество в целом ощущало духовное родство с Палестиной – недаром само слово «Палестина» в русском языке слилось с понятием родины, отечества. Иерусалимский храм и Голгофа, Назарет и Вифлеем – эти названия были знакомы и близки каждому русскому человеку, ведь за ними стояли важнейшие события Священной истории, о которых рассказывали библейские и евангельские тексты; они упоминались в молитвах и песнопениях.
Палестина как земля Авраама, Исаака и Иакова, и главное событие – явление Святой Троицы праотцу Аврааму у дуба Мамврийского.
Как известно, участок с этим дубом Русская духовная миссия приобрела в 1868 году, и он сразу стал местом паломничества русских. Сама миссия санкционировала изготовление иконы Троицы Ветхозаветной, написанной на срезе Мамврийского дуба.
Палестина – место, где проходили земные деяния пророков Давида и Соломона.
Каждый человек, прибывший на Святую Землю, старался попасть в Вифлеем, где родился Спаситель.
Паломники описывали Вифлеем и в своих записках. Это был особый жанр древнерусской и более поздней литературы – путевые записки (порой сопровождавшиеся рисунками) о «хождениях»; они широко распространялись в списках, объединялись в сборники. Среди авторов были не только монахи (как всем известный игумен Даниил), но и миряне: Трифон Коробейников, казанский купец Василий Гагара (паломничал ко святым местам в 1634–1637 годах).
Гора Фавор особо привлекала к себе путешествующих, поскольку соотносилась с духовным смыслом паломничества – преображением собственной души.
Уже в Петербурге он отдал эту реликвию ювелирам, чтобы поместить в золотой оклад, и подарил затем Преображенскому полку, шефом которого он являлся.
Другой камень, тоже с горы Фавор, и икона Преображения Господня, писанная местными мастерами на спиле древа с этой горы, были привезены из поездки в Палестину в 1888 году великим князем Сергеем Александровичем.
Безусловно, в Иерусалим попадал каждый паломник, стремившийся на Святую Землю.
Храм Гроба Господня – центр притяжения русских паломников.
На выставке представлены многочисленные виды храма и его различные модели. Вот известная модель, привезенная в 1648 году Иерусалимским патриархом Паисием; модель Арсения Суханова, который сделал в храме точные обмеры, положенные в основу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Привлекает внимание икона Вознесения в форме стопы, которая отпечаталась на камне.
Первым начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме стал в 1848 году архимандрит Порфирий (Успенский). Он много путешествовал по Палестине, знакомясь с местными православными общинами (нередко оказывался первым русским человеком, посетившим то или иное селение), занимался археологическими исследованиями.
Начиная с 1882 года, Русская духовная миссия осуществляла свою деятельность по приему паломников вместе с Императорским православным палестинским обществом, которое возглавил великий князь Сергей Александрович, а после его гибели председателем Общества стала великая княгиня Елизавета Федоровна.
Мученически завершив свою земную жизнь, она нашла упокоение в том самом храме святой Марии Магдалины в Гефсимании, который некогда освящался в ее присутствии. И сегодня русские паломники, попадая на Святую Землю, неизменно приходят поклониться ее святым мощам.
Константинополь
«Великий и преславный Царьград стоит над морем на седми холмах зело красовито… А когда с моря посмотришь, так весь бутто на длани», – писал Иоанн Лукьянов в своих записках в 1701 году.
Как известно, Русская Церковь и государство поддерживали Константинопольский Патриархат, который после падения Византии оказался в бедственном положении. Путь многих русских паломников пролегал через Константинополь, откуда они привозили византийские иконы, образки, кресты (так, в экспозиции представлен крест-мощевик с мощами Иоанна Златоуста, отделанный драгоценными камнями).
Местом духовных устремлений русских людей издавна был Афон, многие тут принимали постриги. Родоначальник российского монашества преподобный Антоний Печерский тоже принял постриг на Афоне, обозначив, таким образом, духовную связь двух центров Православия.
Русский Святой Град – Киев
«Если Вы не можете собраться в Иерусалим, – писал А.Н. Муравьев из Киева епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии Леониду (Краснопевкову) в 1869 году, – то милости просим к нам, в русский Святой Град!»
Киев – место почивания мощей великомученицы Варвары, они находились в Михайловском Златоверхом монастыре.
Троице-Сергиева лавра с самого основания своего стала местом паломничества русских людей из самых разных, даже отдаленных, уголков страны.
Устраивались и крестные ходы богомольцев из Москвы, и тогда все окрестные дороги были заполнены многотысячными потоками паломников.
Многие русские обители (Александро-Свирский, Тихвинский, Арсенево-Коневский, Трифонов Печенгский и другие монастыри) обладали своими святынями, ради которых сюда стекались паломники. И привозили домой из путешествий иконы с надписями о приобретении их в этих монастырях (или даже с характерными для конца ХIХ века штампами), запасались деревянными ложками с благословением, пузырьками для масла и елея с изображениями святых.
Было распространено и почитание святого угодника Нила Столбенского, Чудотворца. Ежегодно из города Осташкова до Столбного острова совершался крестный ход богомольцев на лодках.
После открытия мощей преподобного Митрофана Воронежского в 1732 году началось большое почитание этого святого.
Сегодня русское паломничество, продолжая традиции минувшего тысячелетия, обретает новую жизнь.
Василий Писаревский