Что такое паломничество?
Паломник – (от латин. palma – пальма) богомолец, совершающий путешествие к святым местам. Паломничество – не туристическая поездка, а большой духовный труд.
На вопрос, что такое паломничество, однозначного ответа не существует. В словарях дается самое общее определение «посещение святых мест». Благочестивый обычай совершать путешествия для поклонения святыням –существует у христиан уже много веков. Какие цели ставят перед собой верующие люди, отправляясь в дальний путь, часто сопряженный с трудностями и неудобствами? Где проходит грань между паломничеством и туризмом?
Для чего посещают святые места? Обычно приводят два объяснения: потому что молитвы на святых местах имеют большую силу или потому что паломничество совершается по обету. И в том и в другом случае человек как бы заключает определенный договор с Богом. Я потрачу деньги и силы, буду терпеть неудобства, а Ты дай мне по моей молитве то-то и то-то. То есть паломничество происходит по взаимной договоренности между Богом и человеком. И Господь принимает такую жертву.
В паломнической литературе такое паломничество по обету наиболее ярко представляет пример казанского купца Василия Гагары. Прожив беспутную жизнь, он в одночасье теряет жену и все корабли с товаром. Тогда Василий дает обет Богу: «Во Иерусалим ити помолитися и у Господня гроба приложитися, и во Иердане искупатися... И как я обещахся ити во ерусалим, и по обету моему Бог мне невидимо почал давати богатство...».
Архимандрит Антонин (Капустин) считал, что с паломниками пребывает благодать Божия, причем начиная уже с момента появления у них только намерения совершить свое паломничество и далее в продолжение всего пути до возвращения домой. Возможно, эти аргументы были определяющими для массового паломничества в императорской России, хотя можно сказать и в более широком смысле: паломничество до революции представляло собой форму религиозной жизни. Так люди молились и служили Богу.
А если посетить святые места не по обету? Будет ли это паломничеством? Или это сразу превратится в религиозный туризм?
Наверное, каждый человек должен сам определять, паломничает ли он по святым местам или посещает их в силу других, сложившихся обстоятельств. Возможно, что сама способность к паломничеству в современном мире связана с состоянием нашей веры.
Величайший паломник прошлого Давид Гареджийский только увидел Иерусалим издали и, чувствуя себя недостойным войти в этот Святой Град, помолился Богу издали, взяв с того места на память три камня. И тут произошло чудо, потому что в эти камни вошла вся благодать Святой Земли.
Патриарх Иерусалимский, которому об этом поведал Ангел, вынужден был догонять этого паломника и просить вернуть ему хотя бы два камня из тех, что он уносил с собой. А ведь Давид Гареджийский даже не вошел в Иерусалим, не видел Гроба Господня и других святынь. Формально он не совершил паломничества, не выполнил главную свою цель. Но это оказалось неважным. Просто его вера была такой, что непостижимым образом стала вместилищем полноты благодати.
Если бы мы были хоть немного похожи на него, нам, вероятно, тоже не нужно было бы пускаться в Иерусалим. Святая Земля была и у Серафима Саровского прямо рядом с пустынькой, и у других подвижников. Патриарх Никон вообще построил Новый Иерусалим для русских. Молитесь, чего еще не хватает! Но не хватает главного – веры. Не за ней ли отправляются новые паломники? И не служит ли паломничество для укрепления веры современного человека. Дай-то Бог!
Современное паломничество изменилось так же сильно, как изменился и мир вокруг нас. Безумием было бы требовать от людей совершать паломничество по Святой Земле и Иерусалиму пешком или на мулах, отказываться от средств связи и т.п. Хотя примеры поразительного подвижничества среди паломников встречаются и в наши дни.
Сегодня все чаще встречаются явления, переворачивающие идею паломничества наоборот. Книга Паоло Коэльо «Дневник мага» посвящена вроде бы христианскому паломничеству. Но в ней, как и в других произведениях этого автора, христианская терминология используется для описания совершенно не христианских вещей. Путь Сантьяго, которым должен пройти его герой, мог бы быть назван Путем Будды, Путем Конфуция или именем любого придуманного персонажа – это совершенно не важно для смысла повествования.
А смысл состоит в том, что этот тайный Путь, как ритуал, возводит посвященного паломника на новый уровень мистического знания и соответствующих возможностей. Как в компьютерной игре: сумел собрать все ключи – прошел на новый уровень.
Так вот, в христианском паломничестве к святым местам никаких «ключей» и «уровней» нет. Как нет ловушек или «нечистых» мест, способных осквернить христианина своим прикосновением. Так, многие паломники на Святой Земле как огня боятся купания в Мертвом море и даже стараются не смотреть в его сторону. Но на вопрос, почему так, почти никто не отвечает, что ему неприятна память о тех грехах, которыми прославились жители окрестных городов.
Вместо этого люди начинают говорить о греховности вод Мертвого моря, о том, что они не смогут получить прощения у Господа, если искупаются в этом проклятом, по их мнению, водоеме. Иначе как язычеством это не назовешь.
Такое же действие на некоторых паломников, считающих себя наиболее искушенными борцами с масонством, оказывает Стена плача. Но становится непонятным, во что вообще верят эти люди: в Иисуса Христа или в собственное представление о Тайном Зле, и какова цель их паломничества на Святую Землю.
С недавних пор многие туристические компании, эксплуатируя естественную популярность такого места, как Святая Земля и Иерусалим, и понимая, что не все православные люди могут себе позволить поехать туда, предоставляют новую услугу – виртуальное паломничество. Переведя небольшую сумму денег (которая, кстати, значительно превышает себестоимость самой услуги), можно поручить представителю турфирмы поставить свечку в любом православном храме Палестины, подать записку, заказать молебен и т.д.
Вероятно, скоро можно будет даже самому поучаствовать виртуально на экране компьютера на таком молебне или на празднике Пасхи в храме Воскресения, а за дополнительные деньги – и помолиться в кувуклии вместе с Патриархом в момент получения Благодатного огня. Сможет ли человек после этого сказать, что он совершил паломничество в Иерусалим?
Наверное, каждый должен сам определять, паломничает ли он по святым местам, или посещает их в силу других, сложившихся обстоятельств. Возможно, сама способность к паломничеству в современном мире связана с состоянием нашей веры, а вера делает возможной встречу с Богом. И если такая встреча произошла – ваше паломничество совершилось.
Источник