Главная Контакты

Партнеры сайта

  • Симферопольское благочиние
  • Симферопольское благочиние
  • Мирновское сельское поселение - информационный портал
  • ЛБ-Сервис

Календарь новостей

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Кто на сайте

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 
Яндекс.Погода

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)

25-11-2018, 10:17 | Раздел: Монастыри | Просмотров: 3 546 |
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Контакты:
  ул. Лаврская, 15, корп. 42, г. Киев, Украина, 01015
  +38(044) 255-11-05, +38(044) 255-12-37
 
  *Вход на территорию монастыря (Нижняя Лавра) всегда был и есть бесплатным

 
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)

  Согласно древнему Преданию Церкви святой Апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью в земли скифов, благословил гористый берег Днепра, обратившись к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути». Так, вместе с первыми храмами Киевской Руси, лаврская обитель стала исполнением пророческих слов Апостола...

  История

  Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 году во время княжения Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святого Илариона. В небольшой пещере, устроенной в горе неподалеку от Киева, поселился преподобный Антоний, первоначальник русского монашества. В 1051 г. он вернулся в свое отечество со Cвятой Афонской Горы, где принял монашеский постриг. Местом своего духовного подвига преподобный избрал пещеру около княжеского местечка Берестово, в которой прежде уединялся для молитвы митрополит Иларион.
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Скоро высокий духовный подвиг преподобного Антония стал широко известен и привлек горожан, приходивших к нему за благословением и духовными советами. Частыми посетителями пещерного монастыря становятся князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и киевская знать, пожертвовавшие средства на постройку наземного храма и келий, когда пещеры стали тесны для быстро растущего числа братии. Случилось это около 1062 г.: преподобный Антоний поставил первым игуменом преподобного Варлаама, а сам удалился на сорок лет в отдаленную пещеру. 

  После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь, преподобный Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия – как самого кроткого, смиренного и послушного. По его благословению в Печерской обители был введен монастырский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях.

  С этой поры на Руси определились два рода монашеской жизни по двум ее образцам, явленным преподобными Антонием и Феодосием. Первый – это отшельничество в пещерах и затворах, подвиг особо трудный и высокий. Второй – иноческое общежитие, воспитывавшее у братии такие необходимые для монаха добродетели, как терпение, смирение, послушание, братская любовь, отсечение своей воли и всецелое подчинение настоятелю, старшей братии и правилам монастырского устава. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение храма Успения Божией Матери. Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами и была освящена в 1089 году митрополитом Иоанном. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства. 

  В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах. 

  Монахи Киево-Печерской обители и, в первую очередь затворники, отличались нравственностью и подвижничеством. Это привлекало в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал своеобразной академией православных иерархов. До начала XIII века из числа его иноков в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. Многие печерские иноки становились миссионерами и отправлялись проповедовать христианство в те области Руси, где население исповедовало язычество.

  Часто проповеди монахов и обращения их к князьям были направлены против раздиравших Киевскую Русь усобиц, призывали к сохранению целостности великокняжеской власти и порядка наследования княжеского престола представителями киевской династии. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  С Киево-Печерским монастырем связано летописание. Первым известным летописцем был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Автором Печерской летописи считается преподобный Нестор Летописец, около 1113 г. окончивший свою гениальную «Повесть временных лет». 

  В первой четверти XIII в. в монастыре создано уникальное произведение – «Киево-Печерский Патерик», основу которого составили рассказы инока Поликарпа, а также послания Симона, епископа Владимиро-Суздальского. 

  Играя значительную роль в объединении восточнославянских земель, являясь духовным, социальным, культурным и просветительским центром, Печерская обитель пользовалась заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах. 

  Начиная с 40-х годов XIII  и до начала XIV вв. Киево-Печерская лавра была свидетельницей татаро-монгольских нашествий и вместе с народом претерпевала бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. В 1399 и 1416 гг. монастырь сильно пострадал от татарских набегов. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось мало, но в связи с тем, что Чингисхан и его преемники в силу своего суеверия проявляли веротерпимость, есть основание полагать, что жизнь и богослужения в монастыре не прекращались. Известно, что в 1251, 1274 и 1277 гг. митрополит Кирилл совершал в Софийском соборе хиротонии епископов для Владимира-на-Клязьме и Новгорода. В 1284 г. митрополит Максим созвал Собор епископов и позднее сам совершал епископские хиротонии. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Митрополит Макарий (Булгаков) считает, что иноки жили не в самой обители, а вокруг нее, «по дебрям и лесам, в уединенных пещерах, и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения Богослужения». 

  В середине XIV в. начинается литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей (1385 г.) началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полнокровной жизнью.

  Печерский монастырь оказал определенное влияние и на развитие Церкви в сопредельных русских землях в бедственное для них время. Так во второй половине XIV в. постриженик Киево-Печерского монастыря Стефан, Мохринский Чудотворец, основал недалеко от Москвы Мохринский, а в Вологодской земле – Авнежский монастыри. Тверской епископ Арсений основал в своей епархии Желтоводский Успенский монастырь. В конце XV в. печерский постриженик Кузьма Яхромский основал монастырь на реке Яхроме во Владимирском уезде. 

  В этот период Печерский монастырь пользовался такой славой, что нередко русские князья приходили в Лавру и оставались жить в ней навсегда, причем некоторые из них и сами прославились как знаменитые подвижники. В частности, здесь в 1439 г. в монашество с именем Феодосий принял известный полководец князь Феодор Острожский. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  К концу XVI в., преодолевая различные трудности, связанные с окатоличиванием украинских земель, а также вмешательств во внутреннюю жизнь Лавры короля и магнатов, монастырь, отстраивая храмы и приобретая новые земли, активно возрождается. Уже не имея прежней славы, бывшей в первые века его существования, он остается одним из крупных духовных, просветительских и культурных центров Украины. 

  Новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавили выдающиеся деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, св. митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. 

  Киево-Печерскую лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и др. Романовы передавали в дар обители золотые кресты и лампады, усеянные алмазами оклады богослужебных книг, ризы золотого шитья, парчу и кипарисовые гробницы для усопших угодников. Среди дарителей имена великокняжеские, граф Шереметьев и княгиня Гагарина, граф Румянцев-Задунайский и князь Потёмкин, гетман Мазепа, графиня Орлова-Чесменская и сотни других. Значительные суммы на содержание Лавры жаловались дворянами, купцами, промышленниками, иностранцами. Даже простолюдины при своем весьма скромном достатке считали христианским долгом пожертвовать Лавре часть сбережений. 

  При Печерском монастыре существовали странноприимница и больница. До восьмидесяти тысяч паломников принимала ежегодно святая обитель на иждивение. Многие из них не только бесплатно проживали в лаврской гостинице, но и питались за счет монастыря. 

  Как и прочие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: содержала собственную начальную школу, Духовное училище, ассигновала средства на обучение бедных учащихся Киевской епархии и даже установила пять стипендий в духовно-учебных заведениях Киева и Костромы. 

  1 декабря 1860 г. в Лавре открылось двухклассное народное училище для детей штатных служителей и жителей Киева. Впоследствии оно было названо лаврской двухклассной церковноприходской школой. В 1914 г. она принимала на обучение до 130-140 детей. 

  Существенными были пожертвования Лавры в годы русско-японской и первой мировой войны. 

  Киево-Печерская обитель всегда отзывалась на всякое благое, христианско-народное и церковно-общественное дело. Благотворительность, любовь к ближним создавали Киево-Печерской лавре заслуженный авторитет. 

  В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают: первый киевский митрополит Михаил, князь Федор Острожский, Елисей Плетенецкий, свт. Петр Могила, Иннокентий Гизель, Петр Аркадиевич Столыпин и десятки других выдающихся деятелей России и Украины. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  После октябрьского переворота для Лавры начались самые трудные в ее истории времена. Согласно Декрету советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено достоянием народа. 

  29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных Комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». 

  Постепенная изоляция церковной общины, вытеснение ее новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена за сотню километров от Киева и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению и разрушению. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Огромный ущерб архитектурным и историческим ценностям Лавры был нанесен и в годы Великой Отечественной войны. 3 ноября 1941 года был взорван Свято-Успенский собор. До сих пор точно не установлено кем производились взрывные работы — гитлеровцами или советским подпольем. 
 

 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)

 


  В конце 50-х годов под усилением давления партийно-политической системы Заповедник превращается в рассадник атеистической пропаганды. В это время по указанию директивных партийных органов были засыпаны старинные колодцы Антония и Феодосия, которые еще с давних времен пользовались большой популярностью у верующих а также выполняли дренажную функцию. 

  В 1961 г. действующий монастырь, возобновившийся на территории Нижней Лавры во время фашистской окупации – 1941 г., был упразднен, его насельники изгнаны. 

  В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной печерской общине была передана территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами; в 1990 г. передана территория Ближних пещер.
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Архитектура

  До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек. 

  На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типографии, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Западнее, над Ближними и Дальними пещерами, в XI в. была богадельня, основанная преподобным Феодосием. Спустя шесть столетий, уже в XVII в., здесь строится обширный странноприимный двор, где в XIX в. для паломников была устроена больница с церковью. 

  Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и представляют прекрасный архитектурный ансамбль. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Как и большинство древних монастырей, со времени своего основания Лавра была обнесена деревянной оградой, отделявшей ее символически и буквально от мира. Сегодня весь монастырь огражден высокой каменной крепостной стеной с угловыми башнями. Эти стены начали строиться на верхней территории в конце XVII в. и впоследствии неоднократно перестраивались и расширялись. 

  Главный вход в Лавру – Святые врата. Они находятся в углублении, образованном в западной стене ограды. Стены этого уступа покрыты росписями с изображениями преподобных отцов Печерских Ближних и Дальних пещер. С левой стороны от входа изображен преподобный Антоний с иконой Успения Божией Матери в руках, окруженный святыми Печерскими угодниками, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах; а с правой – с крестом в руке, преподобный Феодосий со святыми, почивающими в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Через Святые врата входили в Лавру только пешком, никто не смел въезжать в них. 

  Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого, сын Черниговского князя, принявший постриг в Киево-Печерской Лавре. Ныне его мощи нетленно почивают в Ближних пещерах. 
 
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)

  Во времена Киевской Руси Троицкая церковь, как надвратный храм, была символом небесного заступничества обители. Она чудом уцелела после татарского набега 1240 г. и позднейших разорений Лавры. Вид Троицкой церкви, имевшей в глубокой древности простые и строгие архитектурные формы, остался без существенных изменений за исключением элементов декора и росписи. 

  Главный храм Киево-Печерской лавры – Великая Печерская церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». 

  Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Ни одна церковь в древней Руси не была столь почитаема, как соборная Великая церковь Печерской обители. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви. 

  Революция 1917 г., принесшая с собой разорение и осквернение Лавры, уничтожила большую часть ее уникальных святынь. 1 января 1930 г. монастырь был закрыт, большая часть лаврских святынь была разворована, остальное – конфисковано. После взрыва 1941 г. до недавнего времени на месте величественного храма стояли руины. 

  21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в. В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII в., стены интерьера планируется украсить лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко. 

  К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Предполагается, что деревянная церковь с трапезной в больничном монастыре была построена в начале XVII в. Каменный храм на месте прежнего деревянного датируется 1700-м годом. 

  После пожара 1718 г., нанесшего Верхней Лавре большой урон, в больничном монастыре были сделаны значительные перестройки. 

  В 1861 г. над трапезной палатой Никольского храма достроили второй этаж, где была освящена церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Пострадавшая в 1941–1943 гг., она была упразднена при реставрации. В том же 1861 г. в Никольском монастыре в больничном корпусе был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в котором совершалась самая ранняя литургия.

  Одноэтажные здания по обе стороны дорожки, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, – это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В направлении к собору здания келий образуют центральную площадь монастыря. 

  Экономическая улица соединяет Великую церковь с Северными, или Экономическими, воротами, которые использовались прежде для хозяйственных нужд монастыря. Ворота венчает надвратная церковь Всех святых, построенная в 1696-1698 гг. Всехсвятский храм построен в стиле украинского барокко. 

  Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, – ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО. 

  В летописи под 1072 г. упоминается Спасский монастырь близ местечка Берестово с построенной между 1096-1138 гг. одноименной церковью. Церковь Спаса на Берестове называют последним храмом киевского зодчества второй половины XI – начала XII вв. Во время татаро-монгольского нашествия церковь была сильно повреждена и долго не восстанавливалась, оставаясь действующим храмом. Окончательно Спасская церковь была возрождена в 40-х годах XVII в. 

  Вернемся на центральный двор, и обойдем Великую лаврскую церковь. Рядом с ней стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Древнейшая из сохранившихся трапезная Печерского монастыря находится в Ближних пещерах. Летопись свидетельствует, что в 1108 г. была возведена первая каменная трапезная на верхней территории. Неподалеку от ее руин в XVI в. была построена деревянная трапезная с церковью. С 1694 г. на месте нынешнего трапезного комплекса стояла Петропавловская церковь с трапезной палатой. Пострадавшую от пожара 1718 г., ее восстановили в 1720-м. 

  В просторной трапезной проходили заседания Духовного Собора и выборы архимандритов Лавры. К концу XIX в. она была признана недостаточной для возросшего числа братии и разобрана под новое строительство. Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг. по проекту архитектора Владимира Николаева. 

  Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. 

  В 1776 г. при доме митрополита была построена деревянная Благовещенская церковь. В 1783 г. вместо нее уже упоминается храм Входа Господня в Иерусалим, а в 1840 г. рядом строится еще один деревянный храм в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского. Каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была устроена при митрополичьем доме в 1904-1905 гг. священноархимандритом Лавры митрополитом Флавианом (Городецким) по проекту архитектора Евгения Ермакова. 

  В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, с которой открывается великолепный вид на Киев и его окрестности. В 1731-1745 гг. каменная четырехъярусная колокольня — знаменитое творение архитектора Иоганна Готфрида Шеделя – заменила деревянные «звонницы», сгоревшие в пожаре 1718 г. 

  С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем Плетенецким (1596-1624 гг.) знаменитая типография Киево-Печерской Лавры. 

  К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами. Справа, не доходя до ворот, находилась центральная иконная лавка. Пещерные ворота Лавры были построены в 1795 г. по проекту главного инженера Печерской крепости Шарля де Шардона. Они называются еще Южными, а иногда и Ангельскими, так как со стороны пещер на воротах между колоннами изображены ангелы, держащие икону Успения Божией Матери Киево-Печерскую. На воротах установлен ажурный крест. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Современный монастырь Киево-Печерская лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. 

  Войдя в Пещерные ворота, мы оказываемся на улице, идущей вдоль монастырского сада, разбитого по обе стороны крытой галереи. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры. 

  Чтобы насладиться панорамой Нижней Лавры, обойдем вдоль ограды монастырский сад и остановимся перед спуском у поклонного Креста, установленного в память 2000-летия Рождества Христова. Здесь открывается широкий обзор территории Ближних и Дальних пещер. В недрах холма, с которого мы обозреваем окрестность, под садом, находятся Ближние, или Антониевы, пещеры; внутри противоположного холма (более удаленного от Великой церкви) – пещеры Дальние, или Феодосиевы. 

  До закрытия Лавры территории Ближних и Дальних пещер принято было называть монастырями, соответственно Ближних и Дальних пещер. Территория Ближних пещер стала приобретать современный вид в XVIII в., когда были построены Крестовоздвиженская церковь, колокольня и галереи. 

  Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759-1763 гг. Степаном Ковниром. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм). 

  Вход в Ближние пещеры до середины XVII в. осуществлялся через деревянные сени. Между 1638 и 1651 гг. над входом в Ближние пещеры была построена церковь Воздвижения Честного Креста. В 1700 г. на месте прежней, частично деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь не перестраивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. С начала своего основания церковь служила местом погребения духовных лиц. Здесь находятся погребения митрополитов – Арсения (Москвина), Филофея (Успенского), Иоанникия (Руднева), Феогноста (Лебедева) и Флавиана (Городецкого), до недавнего времени покоились также мощи свт. Филарета (Амфитеатрова) и сщмч. Владимира (Богоявленского), почивающие ныне в Дальних пещерах. Под правой стеной был погребен основатель храма, полковник Герцик. 
 

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (Украина)


  Церковь во имя Всех Преподобных Печерских – второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание, в котором расположена церковь, было построено в 1839 г. в качестве братских келий. В 1872 г. на втором этаже его была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. 

  Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, названной «Дебоскетовой» (по имени инженера Даниила Дебоскета, в середине XVII в. укрепившего косогор терассами. В 1810-е годы выступающие части подпорной стены украсили три ампирные беседки-ротонды. От одной из них, переделанной в 1869 г. под вход в галерею, ведущую к Дальним пещерам, в овраг между холмами спускается лестница. Далее мощеная дорожка, по обе стороны которой устроен чудесный розарий, ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни. 

  У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914-1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов. Однако революционные события не дали возможности довести этот проект до конца. Во многом часовня так и осталась незавершенной. Когда в советские годы монастырь был разорен и ликвидирован, часовню разрушили, и долгое время она находилась в запустении. На этом месте из остатков часовни монастырем была построена освященная в 2001 г. церковь «Живоносный источник» – храм, в котором совершаются требы для мирян: крещение, венчание и др., служатся ежедневные молебны. 

  От Ближних пещер к Дальним во второй половине XVII в. была проложена крытая галерея, подобная той, которая от Верхней Лавры спускается к Ближними пещерам. Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 

  Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери, впоследствии он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы . После освящения Великой Успенской церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. 

  Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754-1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. 

  Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества-Богородичного храма. Этот каменный храм построен в 1679 г. Ввиду частых оползней, церковь неоднократно укреплялась контрфорсами, что влекло за собой изменения в архитектуре и росписи. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции. 

  Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия Митрополита Киевского и всея Украины. 

  В житии преподобного Феодосия говорится, что он «создал двор возле монастыря своего и церковь построил во имя святого первомученика Стефана, и здесь поселил нищих, и слепых, и хромых и больных. И от монастыря подавал им все потребное, и от всего бывшего в монастыре отдавал десятую часть». Двор этот находился между Ветхим и Новым монастырями, где-то в районе современной Воскресенской церкви. Скорее всего, церковь Первомученика Стефана была освящена 27 декабря 1069 г. После XI в. упоминаний о ней не имеется. С ХVII в. на том месте, где преп. Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный двор, расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря. Со всех сторон он был обнесен стеной, ограждавшей его и со стороны улицы, и со стороны пещер. Лаврская странноприимница состояла из 14 гостиничных корпусов и больницы для бедных и богомольцев с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенной и освященной в 1866 г. 

  Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы. Великие творения рук наших благочестивых предков вновь ожили и принимают под свои своды души, жаждущие истины и духовного утешения.
 
  *Вход на территорию монастыря (Нижняя Лавра) всегда был и есть бесплатным

  В связи с тем, что современная территория нашей обители располагается в пределах Нижней Лавры, а часть древнейшей обители (Верхняя Лавра) подчиняется графику и условиям работы Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника – государственного учреждения, многочисленные паломники, жители и гости столицы, не зная об этом специфическом делении территории монастыря, считают, что за вход в монашескую обитель взимается обязательная плата.

  Вход на территорию заповедника (музейного комплекса) Верхней Лавры платный согласно тарифам этого государственного учреждения. Эти требования устанавливаются по распоряжению Министерства культуры Украины, курирующего деятельность музеев и музейных комплексов.

  Обратите внимание, что это центральный вход, который находится под Троицкой надвратной церковью. Перед входом вдоль монастырских стен находятся кассы. Оплата за вход взимается в пользу государственного музейного комплекса, размер и порядок оплаты регламентируется соответствующими юридическими нормами и фиксируется документами как вход в музей, а не в монастырь.

  Непосредственно вход на территорию монашеской обители – бесплатный ежедневно с 6.00 часов утра до окончания  вечернего богослужения – примерно до 20.00 часов. Древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты для поклонения святым нетленным мощам преподобных ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера.

  Успенская Киево-Печерская Лавра ежедневно принимает огромное количество паломников в своих стенах, вход на ее территорию, в ее храмы, Ближние и Дальние пещеры – бесплатный. На территорию Национального заповедника – платный, кроме времени совершения богослужений в храмах.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*
 
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:*
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
При перепечатке материалов активная ссылка на сайт http://krimpalomnik.ru обязательна.
хостинг сервер и smo предоставлены компанией ITM LTD