Пещерный мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (Шулдан)
в селе Терновка под Севастополем
Небольшой мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы расположился к северу от села Терновка (на территории Балаклавского района города Севастополя), в обрывах скалы Шулдан, что переводится как «отдающий эхо». Монастырь состоял из 20 пещер, большинство из которых теперь разрушены, и 2 храмов. Главный храм сохранился особенно хорошо, он просторен и высок.
Когда-то апсида отделялась преградой, вырубленной в скале. Иконостас был деревянным – в полу можно рассмотреть подрубки для установки Царских врат. В апсиде этого храма помещалось епископское кресло, а в центре располагалось горнее место.
В северной стене вырублена скамья. В том месте, где она соединяется с алтарной преградой, высечена гробница в виде аркосолии, под ней в полу – могила. В южной стене дверной проем выводит на площадку над обрывом, здесь же высечена ниша с окном.
Из главного храма можно было попасть в часовню, в северной части которой находится усыпальница, в полу под ней могила. Арочный вход из алтаря вел в крещальню, где в нише вырублена купель, которую закрывали деревянным щитом.
К западу от крещальни можно найти остатки еще одного помещения с круглой ямой. О ее назначении нет единого мнения. Возможно, здесь ранее была крещальня, а затем, после открытия нового баптистерия, ее переделали в часовню, а яму – в могилу.
Второй храм монастырского комплекса Шулдан расположен во втором ярусе пещер, над восточным входом. Он имеет неправильную форму, а размеры ее таковы: длина – 9,5 метров, ширина – 4,7, высота – 1,9. Попасть туда можно из естественного грота по каменной лестнице, которая сегодня частично разрушена.
В восточной стене в арочной нише расположен престол, на выступе южной стены – жертвенник. Вдоль всей северной стены идет скамья, заходящая в алтарь. В древности алтарь от остальной части храма отделяла деревянная преграда.
Алтарь – самая важная часть храма, здесь священнослужители совершают Богослужения и здесь находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство причащения Тела и Крови Господней.
В пещерных храмах престол обычно высекали из камня. На нем находились священные предметы, к которым мог прикасаться только священник. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». При посещении пещерных монастырей необходимо помнить: не следует заходить в алтарь и касаться престола – это могут делать только священнослужители.
Ученые полагают, что в ХIII-ХIV веках в скалах над Шульской долиной возник небольшой монастырь. В период расцвета княжества Феодоро он расширяется и перестраивается, появляется новый баптистерий. Епископское кресло, сохранившееся в алтаре главного храма, дает возможность предположить, что Шулдан был резиденцией митрополита. А монастырь Челтер, обитатели которого занимались активной хозяйственной деятельностью, мог быть подворьем, обслуживающим двор епископа.
Немало сил и времени требовалось монахам, чтобы высечь в скале, пусть даже сложенной довольно «мягкими» известковыми породами, кельи и храмы. Один из первых исследователей пещерных монастырей Крыма П. Кеппен такими словами выразил свое восхищение: «Каких трудов стоило изсечь этот дом Божий? Каким терпением должны были обладать те, которые, оставив по себе этот памятник, сами погружены в мрак забвения».
Пещерный монастырь Шулдан посещают не только паломники, которые имеют возможность переночевать в предоставляемых гостевых кельях, но и многочисленные туристы.
Для увеличения кликнуть на картинке